Для совместных перевозок на автомобилях разработают правила

07/31/2018

В правительстве РФ начали разрабатывать правила карпулинга, то есть совместных поездок на автотранспорте, при которых пассажиры возмещают часть расходов. Предложение по регулированию этого рынка поступило от французского интернет-сервиса BlaBlaCar, ранее столкнувшегося с угрозой блокировки в России из-за обвинений прокуратуры в нелегальных перевозках. Водители, использующие свои машины для карпулинга, не ставят целью получение прибыли, поскольку за поездку зарабатывают меньше средней себестоимости пробега, настаивают в BlaBlaCar.

Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу создать рабочую группу, которая займется урегулированием правоотношений при совместных поездках с компенсацией пассажирами части расходов водителей (карпулинг, или райдшеринг), следует из письма аппарата правительства в министерство. Минтранс ранее сам обратился в правительство с предложением рассмотреть вопрос регулирования карпулинга. В министерстве считают, что в основу новых правил могут лечь предложения французской компании BlaBlaCar, следует из переписки.

В правительстве считают, что в рабочую группу должны войти представители властей, общественных организаций и участников рынка. Такая группа будет при Минтрансе, подтвердила  представитель Максима Акимова Алия Самигуллина. Отсутствие регулирования сервисов совместных поездок может приводить к незаконному предпринимательству и нарушению требований безопасности пассажиров, заявили в Минтрансе. В BlaBlaCar не ответили на запрос.

Интернет-сервис BlaBlaCar, через который можно найти попутчиков для междугородных поездок на автомобиле, считается крупнейшей компанией на рынке карпулинга в России. В 2017 году BlaBlaCar столкнулся с претензиями прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края, посчитавшей, что компания предоставляет услуги пользователям, которые занимаются коммерческими перевозками без лицензии.

Районный суд 12 сентября поддержал требования прокуратуры, признав информацию на сайте BlaBlaCar запрещенной, но апелляция 19 декабря отменила это решение, и сервису удалось избежать блокировки.

Проблемы BlaBlaCar в России уже привлекли внимание французских властей. Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мер на встрече с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым в декабре предлагал создать правовую базу для работы сервиса в России, сообщало RNS. В июне представитель BlaBlaCar в России Сергей Авакян-Ржевский рассказывал, что компания общалась с Минтрансом на предмет возможности признания понятия карпулинга, «как это работает во Франции, Германии, Бельгии, США».

Согласно письму BlaBlaCar в правительство, компания предлагает закрепить в законодательстве определение карпулинга как совместного использования легкового автомобиля для поездки, запланированной водителем для собственной цели. «При использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами», говорится в предложениях компании. Карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно, подчеркивает компания.

Россия с ее огромными расстояниями, не всегда оптимальной логистикой и транспортной системой хорошо рассчитана именно на подобный сервис

Предложенный BlaBlaCar подход «представляется продуманным и рациональным», отмечается в письме директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина в Минтранс. Владельцы личных автомобилей несут издержки, включая транспортный налог, страховку, топливо, техобслуживание, штрафы и взятки, с учетом которых средневзвешенная стоимость 1 км пробега составляет минимум 6,2 руб., отмечается в исследовании НИИ транспорта и дорожного хозяйства. При этом BlaBlaCar оценивает максимальный заработок водителя, использующего этот сервис, в 4,14 руб. за 1 км. «Если водитель или организация, осуществляющая посреднические функции, определяют размер стоимости поездки ниже себестоимости, то уместно вести речь о некоммерческом использовании личных автомобилей», констатируют авторы исследования.

В России около десятка онлайн-сервисов попутчиков и около трети водителей на них — «бомбилы», которые выполняют регулярные перевозки между городами и регионами, уверен президент ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лоран. По его мнению, введение регулирования сервисов попутчиков вернет на рынок регулярных междугородных автобусных перевозок около 20% пассажиропотока, который был «украден» такими сервисами.

Комментарии

Сообщения не найдены